Проект нового закона «О ветеринарии»: минусы без плюсов
Заседание круглого стола на тему «Новый закон „О ветеринарии“: почему взволнован бизнес?» состоялось в первых числах октября в РИА Новости по инициативе ряда отраслевых и профессиональных союзов и ассоциаций России.
С.Лисовский, как заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике, отметил, что данный законопроект не поступал и в Совет Федерации, а сразу был направлен на рассмотрение в Государственную Думу. По его мнению, скорость прохождения законопроекта связана с двумя факторами — необходимостью сокращения государственного аппарата и федерального бюджета. К сожалению, такой подход чреват негативными последствиями.
Предлагаемая, в частности, в настоящее время подмена реального контроля перемещаемой пищевой продукции чисто документальным никак не может способствовать уменьшению рисков. Не стоит забывать о том, что есть хорошо организованные силы, готовые поставлять на российский рынок продукты питания, не соответствующие нашим нормам безопасности.
В своем выступлении генеральный директор Росптицесоюза Г. Бобылева отметила, что в последние годы происходит стремительное наращивание темпов отечественного производства мяса птицы. За последние три года построено 370 новых крупных предприятий, ежегодный прирост производства мяса птицы составляет 16%, или 300 тысяч тонн. В течение ближайших лет Россия готова выйти на мировые мясные рынки, но принятие обсуждаемого в Государственной Думе проекта закона о ветеринарии не позволит России экспортировать ни мясо птицы, ни свинину, ни другие виды продукции животного происхождения.
Для того, чтобы российская ветеринарная служба могла контролировать безопасность продукции животноводства, необходимо воссоздание профессиональной вертикали, способной реально контролировать эпизоотическую и пищевую безопасность в стране.
А.Терехин, президент Ассоциации операторов российского рынка мяса птицы, отметил, что все добросовестные участники рынка заинтересованы в существовании сквозной системы контроля безопасности пищевой продукции по все цепочке от производителя до конечного потребителя. Для этого необходимо усиление ветеринарной службы России и ее централизация. Он напомнил, что на внешних рынках она сталкивается с такими мощными ветеринарными службами, как американская или европейские, лоббирующими интересы своего производителя. Без такого паритета Россия никогда не сможет стать державой, экспортирующей продукцию животного происхождения.
В 2010 году Россия может импортировать около 600 тысяч тонн свинины, 400 тысяч тонн свиных субпродуктов, 400 тысяч тонн мяса птицы, 500 тысяч тонн говядины, не считая субпродуктов. Все это увеличивает потенциальные риски заноса новых заболеваний.
Создание современной ветеринарной службы страны — это своего рода государственная страховка интересов самого государства, бизнеса, здоровья российских граждан. Эта проблема стоит крайне остро, что и привело к необходимости проведения сегодняшней открытой дискуссии. На мясном конгрессе в Аргентине, состоявшемся в сентябре этого года, говорилось о том, что Россию следует рассматривать как потенциально одного из ведущих поставщиков продовольствия на мировой рынок. Вместе с тем, мы хорошо понимаем, что никто нам не позволит стать таким поставщиком без соответствующих гарантий.
Таким гарантом должна быть национальная ветеринарная служба. Российская ветеринарная служба должна быть усилена, а ее структура должна обеспечивать возможность полного выполнения ее задач. Это — одна из наиболее насущных задач государственной власти. Риски слишком велики, чтобы их игнорировать.
Главный ветеринарный инспектор России Н.Власов поблагодарил представителей делового сообщества за приглашение принять участие в заседании круглого стола, посвященного новому законопроекту о ветеринарии. Он отметил, что на данном этапе исторического развития, когда мы ушли от системы тотального контроля, само понятие административных барьеров превратилось во что-то непристойное, тогда как наличие системы продуманных административных барьеров составляет суть любого законодательства. Эти барьеры должны быть необходимы для борьбы с реальными угрозами и рисками.
Применительно к ветеринарному законодательству, это означает, что оно должно прежде всего обеспечить одно важное условие — национальная ветеринарная служба должна быть прежде всего единой. Иначе она не будет эффективной. Она находится в состоянии постоянной войны с болезнями. Ей нужна не просто вертикаль власти — ей нужна командная вертикаль. Иногда, при определенных эпизоотических ситуациях, счет идет буквально на часы. Ведь 75% всех болезней являются антропозоонозными, то есть общими для животных и человека. Другим крайне важным обстоятельством является то, что уровень защиты животных и населения должен быть одинаковым на территории всех субъектов Федерации. Это практически недостижимо, пока в стране имеется около 90 независимых ветеринарных служб, включая федеральный и субъектовый уровни, а также ветеринарные службы отдельных ведомств.
Отвечая на вопрос о наиболее целесообразных действиях в отношении нового закона о ветеринарии, Николай Власов отметил, что с его точки зрения необходимо прекращение процедуры прохождения в Государственной Думе поступившего в нее законопроекта, и профессиональное широкое обсуждение двух версий закона — одной, подготовленной Минсельхозом России совместно с Россельхознадзором и ветеринарными службами субъектов Федерации, размещенного на сайте Россельхознадзора для открытого обсуждения, и второй, подготовленной рабочей группой Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России.
Л.Сургучева, выступая от имени Департамента ветеринарии МСХ, отметила, что ветеринария представляет собой крайне специфическую область деятельности. Любые непродуманные нововведения могут привести к крайне негативным последствиям. В этой связи Минсельхоз России продолжит практику приглашения представителей деловых кругов для участия в отраслевых комиссиях.
Выступая от имени Российской Ветеринарной ассоциации Е.Непоклонов подчеркнул необходимость соответствия отраслевого законодательства основополагающим принципам международного права. Применительно к закону о ветеринарии, это означает, что он должен соответствовать принципам Международного эпизоотического бюро. Эти принципы прежде всего означают, что ветеринарная служба должна быть единой, управляемой и эффективной.
Только такая служба будет иметь кредит доверия, что позволит ей общаться с ветеринарными службами других стран на одном уровне.
Тот вариант закона о ветеринарии, который уже прошел первое чтение в Государственной Думе, не выдерживает никакой критики. Кстати, он так и не был представлен на экспертизу профессионального ветеринарного сообщества. Если будет принят законопроект, который готовили люди, знакомые с ветеринарией понаслышке, если так и не будет создана вертикаль принятия и исполнения решений, если он не будет соответствовать требованиям международного законодательства, то будет именно то, о чем предупреждают представители бизнеса. Будут очень серьезные проблемы.
Материалы предоставлены информационно-аналитическим агентством «ИМИТ»