Если рассматривать мясо птицы, то после индюшатины самым полезным считается мясо страуса. Его дополнительным плюсом является то, что в продажу идет не только мясо птицы, но и ее перья, кожа, жир, яйца и даже глазная роговица. И в содержании страус на первый взгляд неприхотлив, поскольку за день одна взрослая птица съедает около полутора килограмм зерна и килограмм травы.
Индейка уже стала привычной для потребителей многих российских регионов. Тем более, что индюки издавна выращивались и выращиваются на большинстве деревенских подворий нашей бескрайней страны. А вот страусы по прежнему в большую диковинку. Тем интереснее наблюдать за тем, как развивается страусиный бизнес в Ростовской области.
За последний год донские степи стали практически родными для экзотических страусов. Местные фермеры считают, что выращивание страусов выгоднее, чем бройлерное птицеводство. Каждая птица набирает 100 килограммов меньше, чем за год. Страусиное мясо пользуется спросом в соседних областях, а на прилавках Ростовских магазинов уже появились продукты из страусятины.
И, тем не менее, страусиное мясо — экзотика для России. Более-менее успешное применение оно может найти разве что в ресторанном бизнесе или в дорогих супермаркетах в виде эксклюзивных мясных деликатесов. То же самое касается и яиц. Готовы ли россияне выложить 30–40 евро за почти двух килограммовое яйцо, с которым потом придется повозиться, как с золотым яичком Курочки Рябы?
Диетические свойства страусиного мяса могли бы стать хорошей основой формирования спроса потребителей мясных продуктов «премиум», однако продвижение и популяризация продуктов из мяса «гоночной птицы» требует от переработчиков много усилий. Это видно на примере мяса индейки и продуктов его переработки — не смотря на явные диетические преимущества индюшатины перед другой домашней птицей, она до сих пор не снатолько популярна в России, как того заслуживает, а производителей можно пересчитать по пальцам. Поэтому, не смотря на положительный опыт отдельных энтузиастов, разведение страусов все еще является рискованным предприятием.
Особенности «страусиной» технологии
Сравнивая разведение страусов с традиционным для России птицеводством, можно отметить, что бройлеры не столь прихотливы к «жилищным условиям». Если для бройлеров достаточно ограниченного пространства птичника, то страуса надо выгуливать. Длинноногим страусам нужны просторные пастбища. Хотя и говорят, что Россия — страна бескрайних полей, тем не менее, обустройство этих полей для выгула страусов потребует серьезных инвестиций. Учитывая эту особенность, разведение страусов могло бы стать дополнительным бизнесом для коневодов. Тем более, что специфика кормления страусов чем-то схожа с коневодством.
Еще одна особенность: страусы — долгожители на ферме. От 9-ти до 16-ти месяцев ухода и кормления в экономическом отношении явно проигрывают 1,5 месяцам жизни мясных бройлеров. Опять же, соотношение выхода мяса к живому весу (22–27%) проигрывает этому соотношению в выходе мяса бройлеров (70–72%).
Страусиное мясо достаточно трудоемкое в плане дальнейшей разделки и переработки, технология эмульгации жира тоже не всем доступна, поэтому даже если ферма будет успешно существовать, ей придется помимо текущих производственных вопросов искать решение по переработке готовой продукции.
Бизнес-план «страусиного» бизнеса
Для того, чтобы организовать производство страусов в России и превратить его в прибыльный бизнес, необходимо несколько условий, главным из которых (помимо необходимых средств) является сильная мотивация. Необходимо обладать грандиозной решимостью построить «оригинальный» бизнес с нуля и раскрутить его до экономически выгодного уровня, не боясь никаких трудностей. Производитель страусов должен быть по-настоящему увлеченным своим делом человеком, должен любить этих длинноногих птиц и уметь «заражать» своей любовью окружающих. Потому что в условиях России разведение страусов — это скорее большое приключение, чем традиционный бизнес.
Важным фактором является месторасположение страусиной фермы. Нелюбовь страусов к снегу и замкнутым пространствам делает их жизнь более-менее сносной только в южных районах России и, возможно, частично в центральных, где для них нужно создавать специальные просторные фермы. В этом плане ростовским страусоводам несомненно повезло.
Еще один важный пункт бизнес-плана организации страусиного производства — это гарантированный сбыт. Еще до развертывания производства необходимо иметь четкие договоренности о поставках мяса в рестораны, торговые сети, дорогие курортно-санаторные учреждения. Желательно иметь на примете несколько потенциальных потребителей побочной продукции. Например, ликеро-водочными заводам можно предложить страусиные яйца для производства яичного ликера.
Вообще, вся дополнительная продукция помимо мяса представляет предмет для серьезных размышлений и деловых планов. Поскольку выход товарного мяса с туши достаточно низкий, а яйца дорогие и не особо удобные в использовании, производителю необходимо организовать реализацию всей продукции, получаемой при производстве страусов, или хотя бы как можно большей ее части. Перья, скорлупа, кожа, жир — все необходимо превращать в деньги, иначе страусиная ферма быстро «вылетит в трубу».
Решить эту задачу поможет грамотное продвижение. Для того, чтобы создать стабильный интерес рынка к экзотической продукции и регулярно его подогревать, страусоводу надо сильно стараться. Помимо традиционных дегустаций в супермаркетах и статей о пользе страусиного мяса ему нужно постоянно придумывать что-то новое. Например, устраивать для широкой публики страусиные бега, организовывать экскурсии на ферму, инициировать какие-то другие информационные поводы. Например, Ростовские страусоводы могли бы заключить союз с представителями игорного бизнеса. Ведь если страус станет символом строящегося заповедника казино «Азов-сити», то и статус этой птицы изменится: из диковинки она превратится в респектабельный премиум-продукт, ассоциирующийся с праздником и роскошью.